Почему и как поет канарейка
Канарейка, в качестве объекта исследований разных направлений, использовалась достаточно часто. Поэтому она изучена достаточно хорошо.
Для нас представляет интерес в первую очередь, исследования самой песни, процесса возникновения и влияющих на нее факторов. Этому вопросу посвятили свои исследования ученые многих стран: Хесс Е.И., Хайнд Р.А., Стил Е.А., Стевенсон И.Г., Хатчисон Р.Е., Вендон В., Торп В.Х., Поулсон и др.
Из этих исследований следует, что песня является одним из приспособлений, направленных на выживание вида. Возникновение песни обязано такому явлению, как «импринтинг», т.е. запечетлевание, запоминание.
Импринтинг играет громадную роль в жизни всех высокоорганизованных биологических существ, обеспечивая им приспособление к изменяющимся природным условиям, и, тем самым, выживание и существование вида.
Различается два вида импринтинга: зрительный и акустический (звуковой). Зрительный помогает запечатлеть видовые особенности своих родителей, что обеспечивает в дальнейшем правильный выбор полового партнера.
Для примера зрительного импринтинга можно привести такой эксперимент. Яйца канарейки перекладывали паре чижей. Чижи благополучно выкармливали птенцов. В дальнейшем эти канарейки более легко образовывали пары с чижами, чем с канарейками. Птенцы канареек, выкормленные чижами, запечатлели их в качестве родителей и в дальнейшем выбирали половых партнеров также среди чижей. Период зрительного импринтинга более короток, чем звуковой, и длится, как правило, от открытия глаз у птенцов до окончания их выкармливания.
Цель акустического импринтинга более широкая и также направлена на выживание вида.
Суть его – звуковая идентификация (определение) видового партнера, звуковая маркировка своего гнездового участка с целью охраны от пищевых конкурентов.
Звуковая идентификация видового партнера происходит у птенцов еще в гнездовой период, когда они запечатлевают («запоминают») голоса своих родителей.
Взрослея и покинув гнездо, молодые птицы также запечатлевают звуки окружающего фона. Будучи взрослыми и обосновавшись на гнездовом участке, птица также начинает «запоминать» звучащие вокруг голоса и включить их в свою песню, чтобы показать, таким образом, всем окружающим, что данный гнездовой участок занят. Этим объясняется различие песни даже у особей одного вида. Выведение птенцов в условиях различного звукового фона приводит к включению в песню не только голосов своих родителей, но колен из песен других видов. При этом надо учесть, что на это накладываются еще индивидуальные различия в развитии голосового аппарата.
Именно этими факторами объясняются индивидуальные различия в песне у птиц даже одного вида.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.