История канарейки в России
С приходом Советской власти, запретившей частную деятельность, канароводство начало терять свои позиции, а скоро лишилось и своей базы: разведения канареек как промысла.
Содержание и разведение канареек переместилось в городские квартиры, в основном в коммуналки. Исчезла массовость, масштабность любительства. Исчезла экономическая основа выведения хороших певцов. Конкурсы, хотя и продолжали существовать, но уже не как аукционы товара разводчиков-оптовиков, а, скорее, как остатки традиций отдельных любителей энтузиастов. Канароводство переживало период упадка.
В 1957 году при Московском городском обществе охраны природы был создан клуб любителей птиц, основу которого составляли любители старинной охоты – ловли и содержания диких певчих птиц. Созданной организацией непреминули воспользоваться канароводы, создав при клубе отдельную секцию. С этого года ведут свое начало московские конкурсы пения канареек овсяночного напева.
В 1958 году московским канароводом Н.И Веллиным была создана первая шкала оценки песни канареек овсяночного напева. Трудно переоценить роль этого документа. Впервые наши канароводы могли опираться на что-то конкретное при оценке своих канареек. И не смотря на то, что создавалась эта система оценки песни без знания достижений западных канароводов, в общем-то она отвечала общему принципу оценки песни всех пород певчих канареек. Песня расчленялась на отдельные колена. Каждое из них имеет свое наименование и бальную оценку... Общее строение песни и музыкальность оценивались отдельными позициями. Система оценки создавалась под культивировавшийся в то время в Москве ход. Но западные системы имеют потолок оценки — 100-баллов, 75 баллов, 120. Часто шкалу так и называют – 100 балльная, 120 балльная, 75 балльная. Наша шкала не имела и до сих пор не имеет такого потолка.
Если западному любителю роллеров, к примеру сказать, что этот кенар имеет оценку, допустим 80 баллов, то он поднимет палец и скажет, что кенар хорошего качества и несет в себе все породные качества. А кенар с 90 баллами – это уже элита породы. То есть, зная бальную оценку песни любого кенара и сравнив ее с максимально возможной, можно сказать о его породных качествах. Мы же в своей шкале не определили эту теоретически возможную оценку. Поэтому нам и сравнивать не с чем.
Постепенно московские конкурсы стали приобретать общегосударственный масштаб. На них стали приезжать иногородние любители. Птица иногородних любителей часто имела иной ход песни, иной набор колен. Время от времени интересы любителей того или иного хода начинали сталкиваться, и как результат — шкала оценки песни претерпевала изменения в сторону того или иного хода. До сих пор, практически после каждого конкурса, шкала оценки пения канарейки меняется. Чаще всего кончается прибавлением или уменьшением баллов за то или иное колено. Эти изменения, т.е. стремление каждый раз подстроить шкалу под тот или иной ход или то или иное увлечение новым коленом или его новым звучанием, вносили раздоры между почитателями разных ходов.
Совершенно права была Елизавета Вячеславовна Лукина, сожалея, что до сих пор наши канароводы не поняли этих очевидных истин («Певчие, цветные и декоративные канарейки», изд-во «Лесная промышленность», 1987) и не пошли по пути создания систем оценки под каждый известный ход. Возможно, сейчас мы бы уже имели несколько устоявшихся и генетически закрепленных линий одной породы, а возможно и несколько пород. Чтобы сохранить хода, учесть интересы любителей этих напевов, продолжить их закрепление генетически (т.е. продолжить работу над созданием пород), возможно требовалось создание стандартов песни (шкал оценки) по каждому ходу
Содержание канареек в городских квартирах привело к невозможности применять многие традиционные приемы и методы воспитания песни у канареек. Из хозяйств большинства разводчиков-канароводов исчезли дикие птицы, содержащиеся в качестве учителей молодых кенаров. Это сразу же отразилось на чистоте исполнения колен.
Магнитофон, придя на смену диким птицам, во многом облегчил обучение кенаров. Его широкое применение в качестве инструмента для обучения молодых кенаров привело к сужению звукового диапазона. Как бы ни была совершенна звуковоспроизводящая аппаратура, она никогда не сможет сравниться с живым голосом. Никакой самый совершенный магнитофон не в состоянии охватить весь диапазон звуков издаваемых птицей. Звукозаписывающий аппарат в силу своих технических возможностей срезает множество тонов и обертонов, влияющих на качество звука. Отсутствие живости, сочности, мелодичности и чувственности в песне нынешней канарейки – это неизбежная плата за применение технических средств. Мало того, магнитофон привел к забвению основного правила – наилучшим учителем молодых кенаров является их отец, передающий генетически заложенную песню.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.