Как поют птицы
Второй, позднегнездовой, этап совпадает с началом функционирования зрительного анализатора. Именно на втором этапе начинает формироваться поведение, свойственное особям данного вида. В этот период происходит формирование гомойотермного типа теплообмена, а также постепенная редукция специфических птенцовых признаков и их смена на черты, характерные для взрослых птиц. Подобные процессы имеют место и в формировании акустического репертуара: у птенцов появляется новый, имеющий большую вариабильность сигнал “пищевой 2”, на основе которого начинают формироваться дефинитивные видовые позывы. Таким образом, позднегнездовой этап характеризуется подготовкой всех систем организма к активному образу жизни после вылета из гнезда (Беме, 1981.) Формирование слуха также происходит в течение позднегнездового периода. Этот процесс можно разделить на две фазы: фазу интенсивного этапа развития слуха, которая определяется интенсификацией дыхания и появлением собственной вокализации, и фазу окончательного этапа — установления эффективной терморегуляции. Уже на I и особенно на II этапах для нормального развития слуха и поведения необходима видоспецифическая стимуляция акустическими сигналами родителей и собственной вокализацией, которая обеспечивает настройку слуховой чувствительности и поведенческих реакций. Продолжительность II этапа имеет принципиальное значение, поскольку в течение этого времени происходит запечатление родительского сигнала и сигналов собратьев. Поэтому он достаточно продолжителен. В середине II этапа развития слуха одновременно с развитием чувствительности в высокочастотном диапазоне формируется оборонительная реакция в ответ на сигнал тревоги родителей. У птенцовых этот момент совпадает с прозреванием и наступает задолго до установления эффективной терморегуляции. Критический период запечатления родительских сигналов завершается в начале окончательной фазы формирования слуха.
Третий, послегнездовой, этап включает в себя время от оставления птенцами гнезда до распадения выводков и перехода молодых птиц к самостоятельному существованию. Послегнездовой этап характеризуется усложнением и дифференцировкой акустической сигнализации птиц и исчезновением из репертуара птенцов ранних ювенильных позывов. В относительно короткий срок (1-3 месяца) формируется большинство видовых позывов, относимых к различным категориям. Именно в течение послегнездового этапа происходит запечатление видовой песни: в это время старые птицы еще активно поют, причем многие самцы исполняют свои песни для слетков из своего выводка. Кроме того, как показали недавние исследования, в возрасте 1-1,5 месяцев в мозге птиц формируются структуры, ответственные за запоминание и воспроизведение песни.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.